пятница, 11 ноября 2016 г.

Вести с уроков. Как мы с казачатками нашу планету изучали

Каждый день, провожая самых маленьких казачат после уроков, слышу от родителей вопрос о том, как дети занимаются в школе.
О том, как наши казачата пишут, я рассказываю на "Азбуке сердца". Результат письма прошедшей недели я уже опубликовала в своем блоге. Конечно, это связано с тем, что многие педагоги из России следят за успехами маленьких казачат. О творческих успехах наших можно узнать из нашего блога (и не только). И вот сегодня я начала подготовку к предстоящей работе детей в группах. Пока они об этом, конечно же, не знают...
По традиции в данном сообщении будет много фотографий для того, чтобы каждый родитель смог увидеть своего ребеночка на уроке. Итак, тема сегодняшнего урока по окружающему миру звучала так: "На что похожа наша планета". Целью урока было познакомить детей с формой и движением Земли, с глобусом. И, как уже известно многим, очень часто я даю детям немножко больше, чем написано у нас в учебниках. А поэтому, готовясь к сегодняшнему уроку, я взяла у коллеги - учителя старших классов - теллурий (чуть позже вы увидите что это такое).
До поры до времени все было надежно спрятано от глаз казачат...
Начали мы с ребятками беседу о богатствах земли нашей.
 И лесами она богата:

И полями:
И пустыни есть:
И горы:
И моря, и океаны...
Все это - наша планета. Именно так она выглядит из космоса:
А раньше люди считали иначе:

Наибольшее удивление у казачат вызвала фотография нашей планеты со спутника:
- А это и правда фотография?
- Самая настоящая?
- Самая настоящая! - отвечаю я. И после краткого пояснения о естественных и искусственных спутниках Земли предлагаю посмотреть небольшой видеоролик о нашей планете.
Вот этот:
Казачатки смотрят очень внимательно:




Очень понравилось ребятам, как мультгерой изобразил вращение Земли,
которое, кстати, отвечает за смену дня и ночи.
Предлагаю казачаткам остановиться на данном вопросе подробнее. Появляется сюрприз. Теллурий:
Он позволяет демонстрировать взаимное расположение и относительное движение трех небесных тел: Солнца, Земли и Луны. Теперь казачатки могут наглядно увидеть, как происходит смена дня и ночи.
Работаем в мини-группах:

Конечно, все обязательно должны сами поучаствовать во "вращении Земли"
и пронаблюдать вблизи как происходит смена суток.






Смотрят на меня:
- Начинать можно?
- Можно!

В классе -тишина. Очень внимательно и сосредоточенно наблюдают за движением.
А я, пользуясь случаем, хочу поблагодарить родителей за затемнение. Как видите, теневые жалюзи нам очень нужны.

Много казачат у нас в классе...

Но попробовать должен КАЖДЫЙ.
Попутно мы с казачатками выяснили, почему в разных точках земного шара разная температура воздуха. Посмотрели, как ярко светит солнце на Африку, а куда его лучи попадают в малом количестве... Поговорили и о Луне, и о том, почему в году 12 месяцев. (А вы знаете почему?)
Но пришла пора и для следующего сюрприза.
Впервые сегодня маленькие казачатки так близко познакомились с глобусом. Рассказываю о том, что глобус — модель Земли. Он показывает, какую форму имеет Земля, ее вращение и что находится на ее поверхности.
Вновь работа в мини-группах.
Разобрались с тем, как наша планета вращается вокруг своей оси...
Моря, океаны, континенты...
Разобрались и с тем, что означает каждый цвет на глобусе.
- Пустыня! Говорю же вам - это пустыня. Честно. Смотрите!
И только теперь можно приступать непосредственно к заданию в рабочей тетради - раскрасить на рисунке нашу планету:
Казачатки работают очень увлеченно...
Теперь им известно многое,
а задание не вызывает затруднения.








В конце урока подводим обязательный итог.
И уж после звонка фотографирую своих детей всех вместе:

Вот так, уважаемые родители и гости нашего блога, мы и учимся... Узнаем много нового. Для того, чтобы любить, беречь и защищать не только наш край, но и сохранить нашу планету цветущей и красивой на сто миллионов лет. Как минимум...
___________________________________________
P.S. В данном сообщении нет ни одной "постановочной" фотографии (кроме общей). Поднятые руки - реальная работа детей на уроке (развернулись в мою сторону; мышка у меня беспроводная, а потому во время показа презентаций всегда отхожу к стеночке, чтобы не мешать детям). Глобусы казачата тоже рассматривали именно так - все пробовали, щупали, вертели, крутили... Ну, а уж когда раскрашивать рисунок планеты начали, то и вовсе забыли о моем существовании, настолько увлеченно работали....

22 комментария:

  1. Здравствуйте, Надежда Александровна!Насыщенный урок! Теория подтверждена практикой!Сюрприз с теллурием вызвал больше всего интерес!детки работают увлеченно и дружно!Молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вечер добрый, Ирина Бахткалеевна! Главное, что за урок абсолютно все успели. Теллурий? Да, явное открытие для казачаток. Посмотрела на них сегодня - к работам в группах готовы.
      В первой четверти не спешила - адаптация, да и класс немаленький. По 7-8 человек в группу, если делить на 4 группы? Или 5 групп по 6 человек, но место... Размышляю. Ничего, скоро начнем...

      Удалить
  2. Александра Крючкова11 ноября 2016 г., 22:48

    Здравствуйте, Надежда Александровна! Урок интересный и увлекательный,а соответственно и результативный. А почему в году 12 месяцев?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Александра Владимировна! Спасибо.
      Кстати, еще мы выяснили, что к Земле Луна обращена всегда одной стороной.
      12 месяцев? За один календарный год луна 13 с хвостиком раз обернется вокруг Земли. Период ее обращения составляет примерно 27 дней. Как раз число оборотов Луны вокруг Земли, то есть число чередований фаз за солнечный год подтолкнуло древних людей к созданию календаря в котором содержалось 12 месяцев. Число 13 всегда считалось несчастливым и брать его в качестве основы календаря было неудобно, поэтому число месяцев сократили на единицу, на продолжительность их удлинили. Поэтому в одном месяце стало либо 30 либо 31 день.
      Малышам же объясняю проще - пока Земля делает 1 оборот, Луна 12. Новолуний в году тоже 12. Новая луна - новый месяц...

      Удалить
  3. Наталья Храмцова11 ноября 2016 г., 23:15

    Дорогая наша Надежда Александровна, спасибо Вам большое за Ваш блог, за то что родители могут увидеть чем ребенок занимается в школе (незнаю как у кого мне мой ребенок мало чего рассказывает) посмотрела с удовольствием как интересно и увлекательно проходят Ваши уроки и(будто сама поприсутствовала)))!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да всегда пожалуйста, Наталья Николаевна!
      Много интересного происходит у нас на уроках. Но многое - обычное и ежедневное. Будь то летающие человечки или пингвинчики со слогами, которых нужно усадить или на сугроб, или на льдину; иль на тумбочку твердую или мягкое кресло (твердость-мягкость согласного); интересные презентации, краткие видео-уроки с мультгероями... Да и времени особо для фотографирования нет. Это уж теллурий не смогла не показать.
      А мальчишки? Ой, они у нас все такие. Дома сдержанные, потому как на переменах весь пар выпускают. Это девчули - те все расскажут и покажут, да еще и родителей то танцевать с собой в пару поставят, то еще что...

      Удалить
  4. Надежда Александровна, здОРово! Мне было очень-очень интересно! Казачатки такие милые и забавные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Владимировна! Думаю, что интересно будет казачаткам лет через 10 на себя маленьких посмотреть. :) Будет тогда блог иль нет, сказать не берусь, но то, что фотографии оседают в семейных архивах, это точно...

      Удалить
  5. Я вот вообще не понимала никогда, почему Теллурий используют в старших классах, а? Скажите мне! Малым детям это намного любопытнее, чем взрослым, и это способствует заинтересованности в личном изучении именно в таком возрасте. Я вот ролик сама с увлечением посмотрела, урок очень крутой, класс!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. День добрый, Ирина, спасибо! Много, много у нас на уроках интересного бывает. Люблю вот, когда широкие глазенки и "Ааах!"
      Знаете, наверное просто многие учителя начальной школы просто не догадываются о сокровищах, которые хранятся у учителей старшей школы. Не все поднимаются со второго на четвертый. (Этаж). Я-то забредаю к ним то за картами, то за глобусами, то еще за чем... Вот и увидела по случаю чудо-чудное. Приглядела, конечно, уже себе и к следующим урокам много чего интересного...

      Удалить
  6. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Именно таким и должен быть урок по этой теме в начальной школе! Знаете, а ведь потом, в средней школе, видно очень, кто из учителей начальных классов действительно работает на уроках окружающего мира, а кто так, просто так... Уверена, по географии в 5 классе у казачат потом будут только "5"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. День добрый, Лилия Павловна! Спасибо Вам за отзыв, я именно Ваше мнение особо хотела услышать. Рада Вашему одобрению.
      Очень люблю я дружить с биологами-физиками-географами нашей школы. Столько у них всего интересного! Спасибо им большое - помогают, советуют. Присмотрела модель Луны у них на будущее. А вообще, конечно, нужно выбрать время для более тщательного изучения секретного их кабинета, в котором хранятся самые удивительные вещи, которые помогают сделать урок незабываемым...

      Удалить
  7. Надежда Александровна, добрый вечер:) какие у наших чад оказывается интересные уроки!!! а я спрашиваю у сыночка, что было в школе- он мне говорит, что это секрет и что Надежда Александровна всегда интересно учит! Спасибо Вам за фото отчеты, за возможность быть в курсе школьной жизни наших детей:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Марина Александровна! Спасибо, мы стараемся.
      Вот уж "секретный" какой ребенок. Может, они (дети) у меня просто ничего не запоминают? Хотя вот же даю возможность каждому все попробовать, пощупать, покрутить-повертеть... Что ж поделать? Смотрите, родители, хоть так. А если Темке показать фотографии - расскажет, что у нас на уроке происходило?

      Удалить
  8. Несколько раз пересмотрела, перечитала. Классный урок, интересный, насыщенный, многоплановый))) Ребята просто увлечены всем происходящим.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! Я очень благодарна Ольге Викторовне Меденюк. И глобусы, и теллурий давала мне она. И вообще, настолько именно она и ее одиннадцатиклассники трепетно относятся к маленьким казачатам, что и слов благодарности не хватит. И голосовали за наш блог всем 11-м классом, и помощь вот теперь в организации урока... Именно у нее я присмотрела модель Луны, которую обязательно возьму в будущем (урок по Луне в след. четверти).
      А казачаточки? ЧуднЫе и чУдные. Очень стараемся, Анна Борисовна. Очень... И мне очень приятно, что вы, руководитель школы, так неравнодушно и пристально следите за нашей работой.
      Очень хочется надеяться, что КАЗАЧЬИ классы - родители, дети и я, -впредь мы все будем Вас только радовать.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Надежда Александровна! Очень интересный и насыщенный урок! Наверное 40 минут пролетели незаметно) Теллурий - это вообще КЛАСС! Наглядно увидеть смену дня и ночи) КРУТО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вечер добрый, Екатерина Викторовна! Мы, казачата, такие. Все у нас должно быть только на самом-самом высоком уровне...
      А если честно и просто... То ловлю моменты. Ведь первый класс - он именно тот, самый-самый, когда у ребенка закладывается интерес к учебе...

      Удалить
  10. Аня Стороженко14 ноября 2016 г., 11:06

    Добрый день, Надежда Александровна!
    Очень интересно проходят ваши уроки. При такой подаче информация, конечно же, лучше усваивается. Супер!
    Как же хорошо, что есть этот блог, а то дети-то наши точно "секретные" - ничего не рассказывают!

    Пока смотрела фотографии с урока, очень заинтересовал один вопрос, почему у нескольких мальчиков нет прогонов?)) неужели сняли? о_О

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. День добрый, Анна Михайловна! Все думаю - разбалованные у меня что ли уже чудесами дети, что не удивишь их ничем? Конечно, стараюсь, чтобы уроки были интересные и насыщенные, а детвора, видимо, к этому уже привыкла...
      У Ивана погоны на кителе. В классе жарко - китель на стул повесил. А вот с К.Г. погоны сняла, есть такое дело... Никак вот вернуть не могу: то одно приключается у ребенка, то другое. Жду, пока исправится...

      Удалить
  11. Аня Стороженко14 ноября 2016 г., 11:08

    *погонов

    ОтветитьУдалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...