четверг, 6 октября 2016 г.

Как мы с казачатами опыты проводили

Здравствуйте, дорогие друзья! Обычно сообщения подобного рода публикую у себя на "Азбуке сердца". Но в связи с тем, что фотографий много (а их скачивают из блога родители казачат), сегодня впервые публикую рассказ о сегодняшнем уроке окружающего мира здесь, на "Казачьей сотне".
Казачий народ отличается любознательностью и неугомонностью, а потому очень часто мне приходится придумывать для своего казачьего люда что-нибудь интересное. Вот так, например, мы закрепили тему "Разнообразие веществ"  и познакомились с новой темой "Вода".
 Китайская мудрость гласит: "Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай сделать - и я пойму". А потому целый урок мы занимались делом. Работали по группам и коллективно. (Напомню, что по группам мои казачатки работают с 1 класса).
Итак, что же такое вода?
Пока мои казачата рассаживались по местам, закипел чайник. Подношу к нему зеркало.
Пробуем-выясняем-запоминаем: пар - это тоже вода.
Льда у нас сегодня на уроке нет, но мы помним и знаем, что и лед - это тоже вода.
Казачата в группах. Готовы к дальнейшей работе.
На столах все, что нам сегодня понадобится для урока:
Отдельный стол и у меня:
(Впоследствии сахар, оставшийся после опытов, был съеден казачьим народом.)
Для начала стакан с водой идет по кругу. Пробуем, нюхаем, делаем вывод: вода - это жидкость, которая не имеет вкуса и запаха.
В это время командиры групп наливают в один из стаканов молоко. Опускаем ложки в оба стакана -  с водой и молоком. Делаем вывод- вода прозрачная.
Для следующего опыта нам понадобились сырое яйцо, стакан с водой, соль.
Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой. Яйцо опустилось на дно стакана.
Вынем яйцо из стакана и добавляем в воду две ложки соли.

Хорошенько размешиваем.

Попутно делаем вывод - соль растворяется в воде, значит вода - неплохой растворитель.

Каждый ребенок в группе вносит свою лепту.
И вот соль растворена в воде.
Вновь опускаем яйцо в стакан с водой.
Чудо! Яйцо не тонет! Вывод: чем больше в воде соли, тем больше плотность воды. (В Мертвом море, например, такое количество соли, что там практически невозможно утонуть)
А мы готовы к опыту "Разбегающиеся зубочистки".
Для опыта нам необходимы: по 8 зубочисток на каждую группу, тарелка с водой, сахар-рафинад (лучше всего не быстрорастворимый), жидкость для мытья посуды.
Располагаем зубочистки в миске с водой. (Опыт нужно проводить быстро, иначе зубочистки могут намокнуть и утонуть).
Попутно замечаем и говорим о том, что вода принимает форму того сосуда, в котором находится (сравниваем форму воды в стакане, тарелке, бутылке).
В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара.
Зубочистки начинают собираться к центру. (Поясняю - сахар всасывает воду, создавая ее движение).
Далее капаем в центр миски несколько капель жидкости для мыться посуды.

Зубочистки разбегаются! Жидкость, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.
Вывод: вода подчиняется определенным физическим законам.
Для следующего опыта нам понадобились 5 спичек для каждой группы, тарелка, вода.
Спички необходимо надломить посередине, согнуть под прямым углом, положить на тарелочку и капнуть несколько капель воды на сгибы спичек.


Результат этого опыта несколько позже.
А мы пока оставляем тарелочки на партах и идем...
Делать торнадо!
Нам понадобились: бутылка с водой, жидкость для мытья посуды и блестки.
Сначала добавляем в воду несколько капель жидкости,
затем блестки. Закрываем бутылку крышкой, переворачиваем вверх дном и крутим.
В результате создается вихрь воды, который выглядит как мини-торнадо (на уроке его создавала я). Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы.
Поговорили с ребятами о том, как опасны подобные вихри в природе. Что нужно делать при возникновении чрезвычайной ситуации.
... И продолжили наши опыты с водой...
Для создания подводного вулкана нам понадобились: сосуд с холодной водой, сосуд с горячей водой, гуашь для окрашивания горячей воды.
Решено было подводный вулкан снять на видео. Т.к. опыт связан с горячей водой, в целях безопасности его проводила я сама, Матвей снимал все на видео, казачата внимательно наблюдали. Вот как все происходило у нас на уроке:

Вывод: горячая вода легче, чем холодная, поэтому она поднимается вверх.
Вулкан сделан, возвращаемся к своим местам.
На тарелочках групп уже начали появляться звездочки:
- Ребята! Так почему же, если вдруг вода попадает на паркет, я вас срочно прошу ее вытереть?
Дерево впитывает влагу. Вода ползет по капиллярам дерева, дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют". Они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
(Думаю, что теперь паркет в нашем классе будет в безопасности.)
Но время урока подходит к концу. Финальное состязание. Какая из групп лучше всех справится с заданием? Нам понадобятся стаканы с водой и монетки. Во время этого опыта необходимы четкость и аккуратность. Казачата встают со своих мест - будут стоять. Столы не должны ни в коем случае даже дрогнуть.
Капитаны делят монетки.
Раздают монеты ребятам своей группы.
В полный стакан с водой необходимо опускать монетки по одной.
Делать это нужно очень осторожно: вода начинает подниматься над краем стакана.
Монет не хватило, капитаны делают второй заход.
Перед казачатами поставлена задача: вода не должна перелиться через край стакана,
поэтому ребята очень собраны.
Волнуются.
Даже подбадривают друг друга шепотом, хоть и эмоции зашкаливают.
Каждому хочется победить.
И вот - УРА! Казачата первой группы первые справились с испытанием.
Вторая группа готова:
Третья и четвертая тоже!
Что же происходит? Почему вода поднялась выше края стакана, но не выливается?
Поверхностное натяжение собирает воду. Если приглядеться, то видно, что мениск продолжает линию стенок стакана,
возвышаясь дугой посередине.
Вода не пролилась ни у одной группы! А значит, с заданием справились все!
Делаем последний на сегодня вывод: вода поднимается при погружении тела в воду.
Рефлексия и фотография на память.
Урок закончен. Но радостные казачата не спешат расходиться.
Довольные, они еще что-то долго обсуждают возле своих столов.
Вот так мы сегодня изучали свойства воды. А впереди еще много открытий...

28 комментариев:

  1. Ой, какой интересный урок!!!Насыщенный и познавательный!Понравился опыт!!! Такие симпатичные казачата!!! Возьму себе на заметку!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Бахткалеевна! Про вулкан могу сказать, что чем горячее вода, тем медленнее происходит извержение. У меня она успела подостыть, поэтому так быстренько все произошло. Да и побоялась еще, что бутылка деформируется от сильно горячей воды.
      С зубочистками тоже мне не очень понравилось как опыт прошел. Не удалось достать плотный рафинад. Все нынче быстрорастворимое...
      Но в целом главная цель достигнута - мой шумный казачий народ остался оооочень доволен.

      Удалить
  2. Еще бЫ!!!Мне тоже было интересно!!!Тоже попробую со своими.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у нас теперь впереди еще опыты с воздухом. Почему-то мне казалось, что их мы проводили во 2 классе. Но казачата утверждают, что нет. Со старшенькими в прошлом году точно экспериментировали с воздухом.
      Теперь, значит,пришла пора и третьеклассников.
      Уроки такие интересны и любимы детьми. Как минимум раз в четверть стараюсь проводить что-то эдакое. Что б "Аааах!" неслось по классу. :)

      Удалить
  3. Здорово, Надежда Александровна! Отличные опыты!
    А мне показалось. что в опыте с вулканом, если взять пузырёк с узким горлышком - будет более эффектно: пузырёк быстрее затонет, а вода будет выливаться более тонкой струйкой. Эх, придёт Иван завтра (то есть уже сегодня) из Гимназии - попробуем повторить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Валерьевна! Когда проводила этот опыт сама, без детей (пробовала), то брала чуть меньше краски и очень горячую воду (сосуды те же). Извержение произошло гораздо медленнее. Возможно, стоит взять другой пузырек? Но у меня уж какой нашелся. Зато дети наглядно увидели, что горячая вода гораздо легче холодной. :)
      Поэкспериментируйте с Иваном. Потом расскажете что получилось. :)

      Удалить
  4. Доброе утро, Надежда Александровна! Все по ФГОС:) Пока сами не сделают, не увидят - не поймут!Правильно!Опыты интересные! Какзачата молодцы! Отличная подготовка урока, Надежда Александровна! Как у Вас тепло в классе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Ольга Александровна! Спасибо! Больше всего казачатам понравился опыт с монетами. Ох, и за голову хватались, жаль, что эти кадры не успела заснять. А главное - тишина в классе. И дышали уж, наверное, через раз. :)
      Да, в классе у нас - тепло, душевно, весело!

      Удалить
    2. Согласна, очень круто! Любопытства сколько в глазах! Экспериментаторы!!!

      Удалить
    3. Спасибо, Ирина, мы такие!
      Тверда уверена, что подобные уроки необходимы для ребят. Они повышают мотивацию, интерес к обучению, прививают любовь к урокам и школе. Нужно выходить за рамки урока стандартного, чтобы поддерживать огонек в глазах у детворы, не давая ему потухнуть...

      Удалить
  5. Вот это да!!! Подводный вулкан! С удовольствием побывала на уроке, следила за восторженными глазками ребятишек!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! Урок произвел на детей неизгладимое впечатление. Первое, что сегодня сказали, придя в школу: "Еще! Еще такой урок хотим!!!"

      Удалить
    2. Обязательно, Анна Борисовна! Мы без открытий - никуда. Теперь впереди опыты с воздухом. (На ближайшие планы), а дальше посмотрим. Что-нибудь необычное и интересное для своей шумной ватаги обязательно придумаю! :)

      Удалить
  6. Надежда Александровна, отличный урок - практически лабораторная по физике по изучению свойств воды!) Знаю, какой кропотливой подготовки требует такой урок - нужно же все продумать и подготовить до мелочей для каждой подгруппы ребят, но труд вознагражден сполна заинтересованностью детей и знаниями, полученными на практике!)
    Думаю, что со временем ребятам будет интересно поэкспериментировать и самостоятельно с помощью книги Я.И. Перельмана "Занимательная физика" http://allforchildren.ru/sci/zf_index.php

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. День добрый, Ольга Анатольевна! В принципе, подготовка к уроку у меня не заняла много сил и времени. Как можно заметить - для опытов у нас все самое простое.
      Заинтересовался, конечно, мой народ казачий. Спасибо за ссылку. Посмотрела бегло. На днях посмотрю поосновательней. Возможно, кое-что пригодится для следующих уроков.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Экспериментальная деятельность очень увлекает и имеет особое значение для развития детей.
    Опыт со спичками :) помню из детства :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! А я почему-то в детстве не знакома была с подобным опытом.
      Самое интересное, что подобные уроки увлекательны и для меня самой. Чувствую себя тоже чуточку ребенком...

      Удалить
  8. учитель самый лучший, дети развиваются ежедневно, очень рад, что мой сын в надежных руках!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, дорогие мои Мамедовы! И за теплые слова, и за сына. Он у вас замечательный!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Надежда Александровна.Опыты были очень интересные , и очень увлекательные . Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вечер добрый, Матвей! Спасибо за урок и за помощь в съемке опыта.
      Думаю, что впереди у нас еще много интересных уроков!

      Удалить
  10. Денис стаценко11 октября 2016 г., 22:58

    Мне лично очень понравилось понравилось. Крутые опыты Надежда Александрова спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Денис! Скоро нас ждет и еще один интереснейший урок. :) Думаю, тебе обязательно понравится!

      Удалить
  11. Пономарёв Станислав12 октября 2016 г., 16:10

    Я всё по не хоть меня не было спасибо Надежде Александровне что так внятельно обисняла

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв, Стас! Жаль, конечно, что тебя не было на этом уроке, но впереди у нас еще много интересного!

      Удалить
  12. Горбатько Дарья12 октября 2016 г., 21:07

    Здравствуйте, Надежда Александровна. Мне очень понравился опыт с водиным вулканом.А когда у нас будет еще опыты? Спасибо! Надежда Александровна за опыт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Дарьюшка! Как только исправитесь, так сразу и приступим к новым опытам. :)
      Спасибо за комментарий. Я рада!

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...