понедельник, 25 января 2016 г.

Балачка, или Наш кубанский диалект

 Здравствуйте, уважаемые читатели блога. Идея поста возникла при смешной ситуации, произошедшей на днях. Был у нас маленький гость. Мой сын, играя с ним, напевал песню из репертуара нашего класса. Наш гость внимательно посмотрел на него и сказал: "Не понятно мне. Ни слова!" 
   Раньше люди легко понимали друг друга на этом удивительном языке, но в последнее время все меньше и меньше людей употребляют его для общения.
   Главным образом балачка использовались в селах, деревнях, станицах. Конечно же, люди, живущие на Кубани, поймут, что скажет тот или иной житель станицы, говорящий на балачке, но не смогут ему ответить с помощью этой разновидности удивительного языка. 

  Кубанская балачка – колоритный и неповторимый аспект казачьей культуры. Кубанская балачка представляет смесь языков двух родственных народов - украинского с русским, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.
  С возрождением казачества, начавшимся еще в 90-е, активизировалось движение за возрождение балачки и даже высказывались мысли и идеи за признание ее самостоятельным языком. Многие кубанские ученые предлагали ввести ее в школе, а на НТК был цикл передач на кубанском диалекте с шутками, байками и анекдотами. Но, как ни крути, балачка все же не имеет официального статуса в субъектах Российской Федерации, являющихся территорией ее распространения. Она не используется в качестве основного языка обучения и рассматривается как диалект. Большинство лингвистов все же высказывает мнение о том, чтобы не вводить изучение кубанского диалекта в школе в качестве обязательного предмета. А вот факультативно, для желающих, - возможно. 
    Студенты филологических факультетов края регулярно отправляются в экспедиции – в отдаленные села, станицы и хутора – и по крупицам собирают «перлы» балачки. Лингвисты не находят «балаканье» признаком неграмотности - это часть нашей культуры, которая делает ее более яркой и живой. Одновременно с сохранением балачки на Кубани, безусловно, мы находим необходимым для каждого уважающего себя человека знать правила и нормы литературного языка. Это является важной составляющей культурного и образованного человека. 
     Да, местный диалект очень важен для проживающего на данной территории населения, но и литературный язык должен занимать почетное место в жизни каждого человека.






10 комментариев:

  1. Свой родной язык,культуру, традиции надо обязательно знать. Теперь я буду знать, что такое слово "балакать".Я его часто использую, когда мои болтают не по существу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вечер добрый, Ирина Бахткалеевна! Признаться, мне нравится балачка. Звучит как-то мягче, искренней и проще. Не исключен в моем случае, конечно, и зов крови. Все ж часто в детстве бывали на Украине. Но у кубанцов свои слова. Как отметила Елена Владимировна - колоритный сплав. :) Помню, приехали с мужем в деревню к его родственникам. А я ж молоденькая была. Бабушка мужа обращается ко мне, а я в рев - не могу понять, что она от меня хочет. Какой "вихтик", "коло" какой "кабыци" взять нужно?.. :) Было дело...

      Удалить
  2. Добрый вечер, Елена Владимировна! Благодарю Вас за рассказ. Нас, действительно, порой не каждый поймет, хоть мы и не балакаем. Просто некоторые слова все ж проскальзывают в нашей речи. :) А вот песни с ребятами - это да! Поем!
    "Ой, мамо, люблю Грыця,
    Грыць на конэку вертиться,
    Грицю шапка до лыця.
    Люблю Грыця молодця!"
    Или любимая всеми казачатами "Ой на гори два дубки" :) Нам-то по статусу такие песни петь положено. :) Как иначе?!

    ОтветитьУдалить
  3. Доброго времени суток всем! Да Елена я вспоминаю себя когда мне было 7 лет я с сестрой и родителями переехали жить на Кубань из Сибири, для меня было не привычно слышать кубанский диалект "шо", "тю", "побачил" и т.д., но я их повторяла, запоминала, особенно балакают в станицах, хуторах. Сейчас стараюсь говорить правильно.
    Надежда Александровна не могу зайти в блог, нужно приглашение!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Юлия Сергеевна! Очень рада, что Вы решились стать автором блога. Повторное приглашение отправила. Будем ждать Ваши сообщения! :)
      А говор наш? И "шокаем", и "гэкаем", сами того не замечая. :) Летом были гости из Сибири. Удивлялись нашему говору. (А мы так и не балакали вовсе :) )
      Говорить мы все стараемся правильно, но лично у меня в речи частенько проскальзывают наши кубанские словечки. (По секрету: папа мой родом с Украины, так что балакаю я очень даже прилично ;))

      Удалить
    2. Спасибо за приглашение Надежда Александровна! Буду новичком блога, надеюсь у меня получится.

      Удалить
    3. Получится, Юлия Сергеевна, я и не сомневаюсь. :) Зато Варвара как рада будет!
      Дети очень любят читать сообщения, написанные родителями. :)

      Удалить
  4. Один из атаманов Всекубанского казачьего войска Владимир Прокофьевич Громов часто говорил на балачке даже на официальных приемах. Дома мальчишек тоже приучал к местному диалекту, в начальной школе они часто путали слова. Так смешно получалось. Но это нисколько не помешало Ивану и Юрию прекрасно выучить русский язык, а какие сочинения они писали ( знаю по прежней школе, учила их). Местный диалект знать и понимать наследникам земли кубанской будет не лишним

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, полностью с Вами согласна! Знать и понимать местный диалект нужно. А казачаткам уж так и подавно.
      Спасибо за интересный рассказ. Молодец Владимир Прокофьевич!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Елена Владимировна!Нам жителям с Волги не привычен казачий диалект, впрочем, как и вам наш :)) Думаю, казачата должны знать особенности местного диалекта. Спасибо за информацию :))
    Даже у нас область небольшая, а в каждом районе свои оканья, яканья, аканья :)

    ОтветитьУдалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...