вторник, 13 октября 2015 г.

Пишем дидактический синквейн

В начале ХХ века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала новую форму стихотворения, состоящего из пяти строк – синквейн. С тех пор прошло много времени, и сегодня появилось множество видов синквейнов.
Традиционный
Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.
Обратный
Пятистрочная форма только с обратной последовательностью стихов. То есть, в первой строке – слово или фраза из двух слогов, во второй – из восьми, третьей – из шести и т.д. Структура такова: 2-8-6-4-2.
Зеркальный
Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.
Синквейн-бабочка
Форма стихотворения, состоящая из девяти строк со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2.
Корона синквейнов
Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов.
Гирлянда синквейнов
Состоит из короны синквейнов с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка взята из первого, вторая из второго, третья из третьего синквейна и т.д.
Дидактический
В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.
Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.
Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.
Пятая строка — одно слово-резюме, описывающее суть предмета.

Именно составлению дидактического синквейна мы учим детей в школе. Синквейн укоренился в школьной программе благодаря сочетанию таких функций:
* развитие образного мышления;
* расширение словарного запаса;
* приобретение навыка анализа сложной информации;
* приобретения навыка выявления главного из массы информации;
* развитие умения формулировать и делать вывод;
* для учителя оценка словарного запаса и знаний ученика.

В первом классе мы с ребятами пробовали составлять синквейн, работая в группах. Сегодня на уроке литературного чтения в рамках программы детям было предложено составить нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк по теме "Осень". Примеры двух таких стихотворений были даны в рабочей тетради по литературному чтению. Разобрав их, дети под моим руководством попытались самостоятельно составить синквейн. И у многих это очень даже неплохо получилось.
Лера П.
Осень.
Красивая, оранжевая.
Проснулась, дует, раздевает.
Я люблю сильно осень.
Листопад.
.
Стас П.
Осень.
Холодная, мрачная.
Плачет, хмурится, грустит.
Под ногами холодные лужи.
Уныло.
Яна Б.
Осень.
Хмурая, холодная.
Разукрасила, пролила, наступила.
Я очень люблю осень.
Листопад.
Денис С.
Осень.
Хмурая, праздничная.
Льет, дождит, спешит.
Я мерз в дождь.
Грусть.
Матвей Д.
Осень.
Хмурая, дождливая.
Наступила, пролила, разукрасила.
Ветер гонит желтую листву.
Грусть.
Кирилл К.
Осень.
Разноцветная, веселая.
Проснулась, хмурится, разукрашивает.
На дорогах много луж.
Радость.
Лилиана Б.
Осень.
Дождливая, золотая.
Разукрасила, опадают, разноцветила.
На улице очень холодно.
Холод.
Нелли Д.
Осень.
Хмурая, невеселая.
Разукрасила, пролила, холодит.
Мне очень нравится осень.
Печаль.
Даша Г.
Осень.
Веселая, праздничная.
Разукрасила, проснулась, хмурится.
Птицы улетают на юг.
Листопад.
Настя С.
Осень.
Золотая, яркая.
Наступила, разукрасила, проснулась.
Шуршат под ногами листья.
Радость.
Остальные дети тоже справились с заданием, хоть и допустили небольшие ошибки:
Осень.
Яркая, золотая.
Грустит, плачет, хмурится.
Падают разноцветные листья.
Печально.
Осень.
Веселая, желтая.
Наступила, раскрасила, хмурится.
На дорожках много листьев.
Под ногами разноцветный ковер.
Осень.
Золотая, урожайная.
Наступила, разукрасила, очаровала.
Слетают с деревьев листья.
-
Осень.
Веселая, праздничная.
Плачет, раздевает.
Я очень люблю осень.
Листопад.
Осень.
Хмурая, дождливая.
Наступила, грустит.
Небо стало свинцовым.
Нет настроения.
Осень.
Дождливая, печальная.
Наступила, перекрасила, дождит.
На улице стало холодно.
Наступает осень.
Осень.
Веселая, праздничная.
Бодрит, радует, смешит, плачет, красит, смеется.
По дорожке летают листья.
Тоска.
... и т.п.

 А мне лично очень интересно было узнать, сколь разное у детей отношение к осени...

При создании статьи использовались источники: http://cinquain.ru/vidy-sinkvejnov-s-primerami/ ;
http://kakimenno.ru/obrazovanie-i-nauka/srednee-obrazovanie/2187-kak-pisat-sinkveyn.html

14 комментариев:

  1. Мне понравились мысли ребят, а вот такая моя ОСЕНЬ:
    Осень
    Разноцветная, солнечная, теплая
    Радует, бодрит, шумит
    Люди наслаждаются природой
    Отдых

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, вы совсем не по правилам синквейн составили! ;) Составляем по схеме 1-2-3-4-1. Хоть и красиво, но во второй список! :)
      Вы уж извините, но я еще "учительницу" не выключила. :)

      Удалить
  2. Действительно, Надежда Александровна! Отлично получилось. Спасибо за знакомство с видами синквейнов. С некоторыми была не знакома.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Александровна! Искусство составления синквейнов и не очень-то простое дело. Требует концентрации внимания. :) Сейчас сына учила составлять синквейн. Ничего, получилось. :)

      Удалить
  3. ЗдОрово! Мне близок синквейн Кирилла К. - в детстве очень любила бегать по лужам и шуршать осенней листвой! Спасибо за новые виды синквейна, Надежда Александровна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда пожалуйста :) , Анна Анатольевна! Кирилл порадовал - и написал аккуратно, и успел все (были у нас проблемки и с письмом, и со скоростью письма). А поэтому мне вдвойне приятно, что Вы отметили его работу!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Я в полном восторге от творчества ребят! Такие умнички! Моё настроение и отношение к осени отлично выразила Настя С.
    Спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! И еще раз приятно. :) Настя С. - это мой тайфун, цунами, ураган. :) Но вот взрослеет и пишет такие хорошие работы. Хорошо, когда дети радуют.

      Удалить
  5. Как я любила с детьми заниматься синквейнами. Вспомнила. Взгрустнулось. Работы ребят очень понравились: в каждом синквейне настроение и мировосприятие ребенка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Составляли мы, Галина Ивановна, синквейн немножко туго. Столько вложить в них нужно. Или мне кажется, или все-таки раньше дети быстрее соображали?... (думали, мыслили, обучались)

      Удалить
  6. Надежда Александровна, а я, признаюсь, и не знала, что существуют разновидности синквейнов. Спасибо за интересную информацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Век живи, век учись, Анна Владимировна. Не зря же так говорят. Я, признаться, тоже не знала. Но, обучая ребят, учусь сама... Как-то так...

      Удалить
  7. Морзова Антонина Михайловна14 октября 2015 г., 20:57

    Здравствуйте, Надежда Александровна. Не так-то просто оказывается составить синквейн. Решила попробовать
    Осень.
    Хмурая,, дождливая.
    Льет, холодит, засыпает.
    Деревья роняют разноцветную листву.
    Грустно.
    Может и не получилось, но ребята молодцы, надо у них поучиться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Антонина Михайловна! У Вас все прекрасно получилось, спасибо!
      А Полинин синквейн предпоследний. Она с глаголами сначала позапуталась, исправили. Потом п. 5 из двух слов получился... Научимся! Тем более, что дело это для второклассников, действительно, не очень легкое...

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...