четверг, 17 сентября 2015 г.

Были бы казАчки – казаки будут!

"Женщина – родник нации, и если он замутнен, то это - непоправимая беда, гибель нации".

    Здравствуйте, уважаемые читатели. Прошлый пост был с акцентом на воспитание мальчика-казака, а в этом постараюсь раскрыть традиции воспитания девочки-казачки.
    Рождение девочки в казачьей семье было радостью − тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами  не праздновалось так широко и торжественно, как рождение мальчика. «Господи! Спаси и сохрани!»- тихо, почти шепотом творила молитву старенькая бабушка, ограждая внучку от мрака земной суеты. В честь рождения  девочки отец или дед сажал иву. Дерево росло вместе с той, в честь которой было посажено на родимом подворье. Отныне оно как бы опекало новоявленную казачку, храня тайну взаимного доверия.
    С самого рождения девочку воспитывали иначе, чем мальчика, развивая в ней женственность, хозяйственность, терпение, отзывчивость. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку.
    Все обычаи и обряды которыми была окружена жизнь девочки - домашние, семейные…
С рождением девочке внушалось, что самое главное – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – крепкая семья и честно заработанный достаток.
Начиная от самого первого, все «женские» обычаи были шутливыми, не жестокими, а веселыми. Так, «смывали с дочушки заботы» – тетки, мамки, няньки, крестная – первый раз с песнями и добрыми пожеланиями мыли девочку.
    В это время отец – единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник 
(ребенка до трех месяцев вообще никому не показывали,
боялись сглаза, и даже крестить в церковь носили
с закрытым кружевами лицом), ел «отцовскую кашу», специально приготовленную – горелую, несоленую, наперченную, политую горчицей, чтобы она было совершенно несъедобной. Он должен был съесть ее, не поморщившись, «чтобы девочке меньше горького в жизни досталось».
   Праздники всегда сопровождались подарками, угощением, песнями, танцами. Праздновали «первый шаг», дарили ленточки «на бантик», гребешок на косынку, платочек – «в церковь ходить». Подарки буквально сыпались на девочку, однако это не означало, что ей все позволено и жизнь была у нее сплошным праздником.
Чаще всего воспитанием девочки занималась бабушка: «Старухи-бабушки играют важную роль в казачьей семье: муж на службе, жена на работе и поэтому воспитание молодого поколения, внуков их нравственность и религиозные убеждения , домашний порядок и хозяйство- все это лежит на руках бабушки, и оттого она и пользуется большим авторитетом в семейных делах». Личный пример жизненного поведения бабушки неотступно стоял перед девичьим внутренним оком. Бабушка готовила внучку к жизни, когда она ещё, как говорится, лежала поперек люльки.
     И первое, чему учила бабушка - молиться. Она начинала воспитание девочки с душевного восхождения на природой данный жизненный путь, передавала внучке унаследованный ею опыт народной общности, соборности, хранящей превыше всего примеры праведного поведения. Бабушка знала, что доброта, терпимость, взаимное прощение обид, смирение, послушание, уважение к старшим- все это составляющие нравственного жизненного круга смогут обеспечить в будущем крепкую семью, достаток, и эти нравственные категории постепенно впитывало чистое девичье сердце.                                                                                   
С малых лет бабушка или мать брала девочку с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняла какая трава или цветок от какого недуга.
   Трудовая жизнь начиналась рано. Труд из осознанной необходимости быстро превращался в нечто приятное и естественное, и поэтому не замечаемое. Тяжесть труда наращивалась с годами постепенно. С четырех лет уже определялся круг обязанностей. 
В 4 года девочку учили собирать фрукты, давать корм домашней птице. В 5 лет приобретала навыки рукоделия: шить, вязать. В 7 лет работала в саду и огороде самостоятельно, убирала подворье, т.к чистота должна быть идеальная. «Полурабочий возраст девочки-казачки с 10лет»
   Старшая, по обычаю, нянчила детей, её впоследствии называли няней. Девочке не обязательно было учиться, её отрывали от учебы весной, когда посевная или когда надо было присмотреть за младшими. Между возрастными обязанностями нет четкого разделения, все изменения в трудовом процессе происходят плавно, они переплетаются и врастают друг в друга. Девочка все больше и больше втягивалась в размеренный домашний труд, находясь под незримым руководством и тщательным наблюдением взрослых.
Первоначальные навыки шитья, вязания, вышивания укреплялись и развивались в девичьих играх с куклами. Особенное внимание уделялось  рукоделию. Не было казачки, которая бы не могла шить, кроить одежду, вязать чулки, носки, кружева, вышивать рушники, салфетки, окаймление рубашек и кофт, стегать одеяла. Всю рабочую одежду для семьи, в основном, шили сами казачки. Девочка должна была к выданью сделать не менее двухсот предметов приданого, большое количество хусточек, которые служили пригласительными открытками на свадьбу. 
    Вместе с расширением физической, трудовой сферы познания жизни расширялась и нравственная. Строгость в воспитании исходила от традиционно-нравственных установок. Девочка всегда должна быть в работе, чтобы не думать о шалостях. Росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, этому было подчинено все её воспитание. Старший (дед или бабушка) в семье был божеством с указывающим перстом. Его командное, повелевающее слово и даже наказание никогда не подвергались сомнению.  Когда у девочки было готово приданое и она созревала физиологически, дедуля-казак  по отцовской или материнской линии одевал ей на левую руку серебряное колечко, как знак того, что внученька стала даренкой, выданкой. Сопровождал свой подарок наставлениями: «Ты теперь не дите, а барышня, и вести себя должна иначе, на тебя женихи смотрят». Казачки очень гордились своим происхождением. Девушки старались избегали браков с иногородними.
Внешне отношение казака к женщине могло показаться грубоватым, с демонстрацией собственного превосходства, но на самом деле оно было рыцарским. По обычаям, казачка пользовалась таким уважением и почтением, что в наделении ее дополнительно еще и мужскими правами не нуждалась. И наоборот, казак и даже станичный атаман не имел права вмешиваться в женские дела. Казачка не участвовала в кругах, не имела голоса на сходах, ее интересы представляли отец, муж, брат.
    Мир женщины-казачки, несмотря на определенную замкнутость, был тесно связан с мужским. Они умели ждать мужей как никто другой. В походы казаки уходили на годы, вернутся ли – неизвестно. А они ждали и верили.

Используемые источники:
 polpoz.ru o
   

16 комментариев:

  1. Уважаемая Елена Владимировна, добрый вечер! Огромное Вам спасибо за столь интересный материал! Поразила "горькая каша", которую должен был съесть отец.
    Думаю, что прочитав этот материал, многие мамы дочек задумаются над духовно-нравственным воспитанием своих девчушек. Все-то мы сейчас жалеем деток, а все ж приучение к труду - жизненно необходимо.
    ... "А они ждали и верили..." - слеза на глаза навернулась... Сильно и трогательно.... Еще раз - огромное спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Надежда Александровна! Рада стараться! Было бы неплохо, если бы из данного поста кто-то извлек пользу.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Елена Владимировна!
    Как здорово, что Вы подготовили рассказ и о воспитании казачек! Так интересно! Меня тоже поразила традиция с "горько-перчёно- пересоленой кашей".
    Трудовое воспитание с измальства -это хорошо.А то сейчас есть детки, которые до 1 класса и посуду за собой дома не убирали, и шнурки на ботинках не завязывали. А девчата сейчас и иголку не умеют держать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Рада, что Вам понравился мой очередной пост. "Горькая каша" интересная традиция, могу предположить, что наши мужчины ни за что не согласились бы на такое )) . И очень жаль, что девочек воспитанных подобных образом, в современном обществе называют - "тихушницами" или "отсталыми от жизни".

      Удалить
  3. Здравствуйте, Елена Владимировна. Искренне рада, что продолжение есть. С удовольствием узнала о жизни и воспитании женщины - казачки. "Они умели ждать мужей как никто другой" - сильно сказано!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Продолжение есть, и будет. Много интересного в наших забытых традициях. Будем публиковать, с надеждой на возрождение, пусть даже частичной.

      Удалить
  4. Морозова Антонина Михайловна18 сентября 2015 г., 17:09

    Здравствуйте Елена Владимировна. Прочитала Ваш рассказ и целый день хожу под впечатлением. На душе стало так спокойно и уютно, даже можно сказать нежно. Все-таки наших девочек надо любить, холить и лилеять, чтобы они выросли добрыми и нежными, чтобы умели любить. Спасибо Вам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Михайловна! Приятно, что данный пост подарил Вам тепло. Девочек холить и лелеять надо, чтобы в последующем они смогли отдать это будущему поколению.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Николаевна, Анна Борисовна, Антонина Михайловна! У Елены Владимировны сейчас нет доступа к Интернету. Она всех благодарит за отзывы, ответит при ближайшей возможности.
    И я благодарю всех за неравнодушие и поддержку нашего молодого блога и его начинающих авторов! Спасибо!
    P.S. Впереди всех ждет еще много интересных публикаций от Елены Владимировны! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна. Ураааа! Сегодня отвоевала ноут-бук)))) Отписалась нашим уважаемым читателям. Как же приятно, что нас читают и комментируют. Действительно, у меня не постоянный доступ к интернету, и это печаааль...

      Удалить
  6. Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо за рассказ, очень познавательный! Многому можно поучиться современным родителям у казаков!
    У нас обычай: не показывать ребёнка чужим, сохранился и по сей день :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Действительно, много полезного в традициях казаков. Об обычаи- не показывать детей чужим, я слышала, но почему то не придерживалась.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Елена Владимировна! Традиция доверять воспитание детей бабушкам - это и в наши времена актуальна! И это здорово! Спасибо за интересный рассказ, он написан с душой, теплотой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Верно подмечено, насчет бабушек) И в наше время-без них никак.

      Удалить
  8. Здравствуйте,Елена Владимировна! Благодарю Вас за помощь в ведении блога, а значит и моей уважаемой коллеге. Материал подобран интересный,легко читается, а значит, понятен даже младшеклассникам.Обязательно возьму на заметку при ведении урока кубановедения.
    С уважением.Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Действительно, при подборке материала важно, чтобы он был доступен для наших деток. И очень приятно, что для Вас он полезен)

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...