пятница, 11 сентября 2015 г.

Человек без воспитания — тело без души

 Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. (Антон Семенович Макаренко)

     Здравствуйте, дорогие друзья! А как казаки воспитывали своих детей?

У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас).Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы).     Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста).    Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.


Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. 
Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.
     Трудовая жизнь начиналась рано. Труд из осознанной необходимости быстро превращался в нечто приятное и естественное, и поэтому не замечаемое. Тяжесть труда наращивалась с годами постепенно. С четырех лет уже определялся круг обязанностей. В 4 года девочку учили собирать фрукты, давать корм домашней птице. В 5 лет приобретала навыки рукоделия: шить, вязать. В 7 лет работала в саду и огороде самостоятельно, убирала подворье, так как  чистота должна быть идеальная. «Полурабочий»  возраст девочки-казачки начинался с 10 лет.
     Казачки очень гордились своим происхождением. Любили повторять поговорку: «Не боли болячка – я КАЗАЧКА» !
После рождения ребёнка особо не торопились распеленовывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок».
   В дальнейшем процесс «увидел-осознал-сделал» ускорялся. Именно так поступает казак в критической ситуации. И нет паники и ненужных движений, потому что сначала оценил, а потом сделал.
    После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.
 Далее, мальца всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.

  Вообще, подобные «гадания» проводились на протяжении всего времени обучения-воспитания казака. Сейчас это назвали бы «тестами». Поэтому у казаков было принято так: сначала казачонка ставили в определённые условия, далее, смотрели на его реакцию, выявляли недостатки и достоинства, и уже потом начинали его корректировать и вырабатывать необходимые навыки и качества.

   При подобном подходе нарабатывалась и скорость мышления, и адекватная реакция на внезапно изменившуюся обстановку и появление чего-то нового. Всё это постоянно ускорялось во времени.

А таких «тестов-гаданий» было очень много. Были общепринятые, и были родовые. В каждом роду свои.

Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. 
  Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.
 С малых лет казачата приучаются держаться в седле
Уметь держаться в седле - важная наука для юного казака

   Не бояться коня и сидеть в седле уверенно - 

этому казачата учились с раннего детства.

 Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования.
  Весь процесс развития казака строился по спирали. Каждый виток в ней – это замкнутый цикл, и занимал он определённый возрастной период.
   Следующий круг начинался с того же, но на новом качественном уровне.
Каждый из этих уровней включал в себя физическое, интеллектуальное и нравственное (духовное) развитие.

    Физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет (в некоторых семьях от 7 лет) и до 12 лет.
    До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня.В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду.   А что в себя включала именно казачья среда обитания для казачонка? На стене в курене шашка отцовская (или дедовская). Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного. Кони. Кони везде, у себя на базу, на улице, у соседей, в степи за станицей…И, естественно, вопросы: что это и зачем это (ведь малец изучает мир сразу с казачьего окружения, а не как сейчас с «диснеевского»).
 кресты и медали – это отличие за участие и подвиги в военных компаниях

шашка это наше казачье оружие и символ казачьей воли
конь – это друг и товарищ казака
лампас – это символ казака
     



  А ещё сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации. А ещё песни, которые казаки и казачьи постоянно поют. О славе казачьей, былых походах, битвах и героях.   А ещё пословицы и поговорки из уст старших. Станичные праздники, где казаки и казачки поют, пляшут – кто лучше. Состязания в кулачках, в стрельбе, в скачках и джигитовке, в фехтовании.   Всё это перед глазами мальца-казачонка. Всё это формирует в нём причастность именно к этой группе людей. К СВОИМ.
   В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плачь, ты же казак, а казак не плачет!»
   И тогда в казачонке постепенно складывалось убеждение, что то, о чём поют и что говорят старшие, то они и делают, такие же поступки и совершают. И это всё настоящее. И так же будет поступать он сам.
    Видимо существует определённый образ Казака, идеального Казака, на основе которого сложилась вся казачья культура бытия, ну и конечно воспитания.
   С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. В это время снова проводился обряд в урочище. С этого же времени казачонок учился владеть нагайкой.
  Вообще, нагайка предмет очень символичный для казаков и очень древний. Кстати, казаки раньше никогда не выясняли отношения между собой кулаками. Говорят, боялись поубивать друг друга. А вот нагайками частенько охаживали друг друга в пылу спора.
 Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось следующее: научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. И, наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»
Терпи, казак! - Атаманом будешь! Существовало множество игр-упражнений для развития казачат. Упражнения естественно не в том виде, в каком мы их понимаем. Это скорее упражнения-тесты. Они выявляли наличие того или иного качества либо навыка у казачат. И казачата делали эти тесты-игры, соревнуясь между собой (играя). И в эти игры казаки играли чуть ли не всю свою жизнь.
   Про Спас (казачью систему выживания) скажем словами одного из казаков. Казаки народ родовой с твёрдыми правилами поведения, как в семье, так и в обществе. Начало вхождения ребёнка-казака в Спас начиналось с его крещения. В этот момент у него появлялись его духовные родители – крестный и крестная!
   По мере возрастания задачи Спаса усложнялись, но основным направлением воспитания молодого казака или казачки было не физическим, а духовным. Только через понятие духовности молодые казаки снова и снова возвращались к физическому развитию. Без молитвы и понятий Бога жизнь казаков как раньше, так и сейчас не ставилась.
В самом Спасе приёмов как таковых нет, нет и весовых категорий.
   Пословица – «Казак не тот, кто победил, а тот, кто вывернулся – спасся!»

- Именно Спасся!..
То есть «Спас».
   В Спасе, когда человек уже готов к первому уровню есть только два принципиальных действия соединяющиеся в одно:

1)   очень быстрое мышление на принятие единственно-правильного решения;

2) очень быстрое действие на выполнение единственно-правильного решения, для противника порой даже не заметного.

  При достижении второго и третьего уровней Спаса у молодого казака развивают интуицию. Это шестое чувство воина есть практически самое главное. Оно помогает казаку-человеку как в мирской битве, так и в духовной. Он всегда отличает подлеца от честного человека. Настоящая схватка всегда скоротечна, но подготовка к ней долгая. Подготовленный человек выигрывает её ещё до схватки!..
   Первое, что необходимо в воспитании неказачьего молодого поколения, это воспитание умения управления собственным страхом. Человек изжить страх не может, так как он необходим для сохранения его жизни. Но управлять страхом можно. При этом отсутствует какая-либо психомобилизация.
   С 8 лет главная роль принадлежала крёстному. Именно он по большому счёту обучал мальца казачьей науке. Но кровный отец был как бы руководителем этого процесса. Крёстный и кровный отцы как бы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына. Крёстный же мог быть излишне суров. Поэтому родной отец останавливал крёстного, когда дело могло принять опасный оборот, а крёстный не давал отцу жалеть сына.
Пример процесса обучения видения летящей пули:
- проводится на изгибе реки, стрелок (крёстный) находится в 80-100 шагах от казака с сыном,
- в 10-15 шагах от наблюдающих за выстрелом находится мишень,
- по сигналу отца крёстный производит выстрел в мишень, казачонок должен заметить пролетающую пулю.
  С 12 до 16 лет – ещё один цикл в воспитании казака. И опять же он начинался и заканчивался обрядами в урочище.
  С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача – смотреть и запоминать.
   И в 16 лет по готовности казака его ждало более серьёзное испытание – в основном это была охота на хищника (волка, кабана и пр.).
И вот после такого воспитания и обучения получался «матёрый казачина». Правда есть одно уточнение: «матёрый» казак появлялся в третьем поколении. Естественно, если первое и второе поколения были тщательно подготовлены и выжили в битвах и сражениях.
     Конечно, такое воспитание было не во всех казачьих семьях, и к 1914 году оставались очень немногие семьи, где всё это жило. Но, чем древнее был род, тем тщательнее и обширнее было воспитание. И сами казаки не всегда их учили, так и они учат.Предки завещали!Как говорил один старик-казак «Казаков много не бывает, но мало не покажется!»


При подготовке статьи использованы материалы группы  https://vk.com/kazachki100 

25 комментариев:

  1. Здравствуйте, уважаемая Елена Владимировна!
    Прочитала пост на одном дыхании! Потрясающе интересно! Сейчас нахожусь под огромным впечатлением. Сейчас убегаю на родительское собрание, пока буду "бежать", продолжу "впечатлятся". Решила озвучить некоторые моменты казачьего подхода к воспитанию.
    Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Рада, что Вам понравился мой пост) Растеряли мы традиции, к великому сожалению. И что-то мне кажется, что казачий подход к воспитаю, ох как не по нраву нашим современным деткам.

      Удалить
    2. Ольга Николаевна, добрый вечер! Уж как в омут с головой для моей Елены Владимировны было это крещение боевое. И Вам, именно Вам, первому отзывчивому читателю, по строжайшему секрету могу сказать, что первый самостоятельный автор на "Сотне" - это та мама, которая, увидев меня год назад, расплакалась. Уж так она испугалась моей внешне "солидной натуры".... Вот так внешность бывает обманчива... А кажущеяся излишняя строгость учителя идет на пользу ребенку...
      Фимка, сын Елены Владимировны, у нас.... горюшко... Но беспредельно любимый... :) Пересаживала их на днях. Самостоятельно уселся мне "под нос" - за первую парту. Жизнь у нас такая - друг без друга жить не можем.... Никак не забуду прошлый год. Фим:"Это я урок затягиваю???!!! Да это Вы сами урок затягиваете!!! А я один разочек только под партой посидел, и все!!!" Хохма.... А вообще - Ефимка с Данькой у меня звездочки! Это ж они у меня рондаты на каждом выступлении казачьих классов исполняют. Супер!!!! И... у Фимки и Даньки уже третий взрослый по прыжкам на батуте!!! *** И мамы - :-bd

      Удалить
    3. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      Как "смачно" и "вкусно" Вы описали своих учеников! Прелесть! Теперь буду искать на всех фотографиях этих запевал.
      Никогда бы не подумала, что Вы можете кого - то напугать или не понравится (даже при первой беглом взгляде)!!!
      ВСЯ Вы - сама искренность, доброта, справедливость и отзывчивость!

      Удалить
    4. Там особая ситуация была. В блоге всего не опишешь. :)
      В "Видеоархове" есть ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ от 14.10.14 г. Запись с телефона велась, но все равно видно. Фим справа, Данька слева - по краям стоят. 1 мин 47 сек видео - они шаг вперед делают, а потом исполняют рондат. :)

      Удалить
  2. Добрый вечер, Елена Владимировна! очень интересная информация - спасибо большое!
    Нужно возрождать традиции, - сколько в них было заложено полезного - вот вам и полоролевое воспитание, и чувство патриотизма, и социализация... А крестные - это еще и забота о детях, мало ли что может случиться с родителями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Анатольевна! Спасибо за положительный отзыв. Я очень старалась. Создавая пост, я совсем забыла о комментариях читателей. И так страшно стало, когда увидела их, и поняла, что отписываться мне придется, а не Надежде Александровне. Здесь я новичок, читатели серьезные люди, поэтому прошу простить меня за не совсем корректные ответы.
      А вот насчет, роли крестных родителей- Вы правы. Жаль, что они, в современном мире, выполняют роль- лишь дарящих подарки на все праздники.

      Удалить
    2. Ольга Анатольевна, дорогая моя, здравствуйте! Как же я благодарна Вам за Ваш комментарий! Спасибо! Так уж это дорого... Ну, Вы и сами понять должны.... Спасибо Вам еще раз, человечной души человек!..

      Удалить
  3. Здравствуйте, Елена Владимировна! Как правильно подобрано название поста! Сколько поговорок!!! Спасибо за знакомство с традициями казачества. Отличный материал для семей, где растёт мальчик! А как казачек воспитывали?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Для Вас старалась, уважаемые читатели. О воспитании казачек, в данном посте действительно мало информации. Вы подкинули мне идею))) Следующий пост можно создать с акцентом на жизнь казачек. А здесь и блюда национальные, секреты хорошей хозяйки. Спасибо за вопрос-идею!!!

      Удалить
    2. ."Здорово, Кострома, - здоровенько!!!" - как не начать приветствие к Вам сегодня, Ольга Александровна, со строк столь известной песни?!
      ... Оль Ксанна, без вопросов Вы не можете!... Зная Вас как человека бесхитростного, не могла не попереживать все ж за свою Елену Владимировну.
      * А теперь к Вам вопрос:
      Вы, что ли, Юляшку свою казачкой воспитывать собираетесь? ;)
      """ Конечно, зная Вас уж не один год, понимаю, что Вам действительно искренне все интересно.... Во мне просто "мамка" включилась... :)
      Обнимаю Вас. С любовью, я....

      Удалить
    3. Надежда Александровна, Юляшка - казачка? Она атаманша! :)) А про казаков мне просто интересно :) Вопрос задала, действительно, из интереса. Вот у казаков сколько традиций и обрядов для мальчиков, любопытно стало, как они воспитывали хозяйственных казачек:)

      Удалить
  4. Уважаемая Елена Владимировна, добрый вечер! Во-первых - с почином Вас! Знаю, как тяжело и нелегко порой дается первая публикация, первый "выход в свет". У Вас все прекрасно получилось! Безмерно радуюсь и всячески горжусь тем, что в моем (уж второй год МОЕМ) 4 "Б" классе такие успешные ученики и родители! Спасибо Вам, неспокойная материнская душа, отдающая столько времени и сил воспитанию теперь уже не только собственного сына, но и целой безмятежной ватаге казачат!!!!
    Дорогие родители, присоединяйтесь! Мы с казачатками читаем каждое ваше сообщение, каждый ваш комментарий. И, поверьте, КАЖДОМУ ребенку ОЧЕНЬ приятно услышать ИМЕННО ЧЕРЕЗ БЛОГ КЛАССА мнение СВОЕГО РОДИТЕЛЯ, Ведь вы для своих детей - ВСЁ! А когда это "все" - для всех, ребенок чувствует себя в много тысяч раз СЧАСТЛИВЕЙ! Поверьте! (А я, со своей стороны, по-моему, еще никогда вас не обманывала).
    Елена Владимировна, еще раз - спасибо за смелость и за столь интересный и полезный материал для всех - как для родителей, так и для классных руководителей классов казачьей направленности! :-bd =D7

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, день добрый! Без Вашей поддержки мне точно не справиться) . Я уверенна, что обязательно подтянутся родители. В нашем классе много активных и креативных родителей.

      Удалить
  5. Поздравляю с боевым крещением, Елена Владимировна. Искренне рада, что родители становятся самыми активными участниками образовательного процесса. Спасибо за статью, за историю, традиции и наши корни

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо!!! О чем пишу сейчас, за что благодарю - знаю.... Не каждому (совсем и далеко не каждому учителю, родителю, ученику) везет с тем, чтобы руководитель был в курсе внутренних дел класса. Оно и понятно 0 нести на своих плечах груз проблем всей школы - это сложно.... И что порой начальнику до внутренних дел подчиненных???
      А вот мы всегда чувствуем, что Вы - рядом с нами...
      И пусть на "Сотенке" не так уж и много комментариев от родителей, но, приходя в школу, мои старшенькие и младшенькие говорят одно: "Надежда Александровна, а моя мама КАЖДЫЙ ДЕНЬ НАШ блог читает!!!"
      Писать только стесняются...
      А Елене Владимировне - всегдашняя :) наша поддержка и огромное спасибо за смелость!!!

      Удалить
    2. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо, за внимание с Вашей стороны. С активной Надеждой Александровной невозможно оставаться безучастной. Читатели блога, люди серьезные и уважаемы, и признаться, было страшновато выставлять на всеобщее обозрение свой первый пост.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Елена Владимировна! Поздравляю Вас с первым сообщением! Очень полезная информация, интересно узнать о традициях казаков, о воспитании девочек и мальчиков. Это наши корни, а мы мало чего знаем, поэтому интересно было почитать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! (если ошиблась с отчеством, извините) Спасибо за поздравления. Постараемся и впредь радовать наших читателей.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Елена Владимировна! Замечательная статья!!! Всё доходчиво, в любой момент можно почитать.О воспитании детей в казачьих семьях подробно рассказывают в хуторе Ольховском Тимашевского района (дом-музей семьи Степановых).Если ваш класс соберётся, а я всегда именно второклассников вывожу на данную тему,то ваша подборка будет отличным подспорьем.
    С уважением.Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Анатольевна, здравствуйте! Пока в Ольховский не планировали поездку. Возможно, весной??? Но там КДР... (Елена Владимировна - мама одного из старших казачат :) , 4 класс). Вожу, в принципе, оба класса вместе... Поживем - увидим. Сейчас бы с осенними мероприятиями разобраться...

      Удалить
    2. Добрый день, Елена Анатольевна. Спасибо за оценку поста. Считаю, что если информация оказалась полезной, то работа была не напрасной.

      Удалить
    3. Добрый день, Елена Анатольевна. Спасибо за оценку поста. Считаю, что если информация оказалась полезной, то работа была не напрасной.

      Удалить
  8. Очень интересно, спасибо, поделилась))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за интерес, Ирина! Почему-то Ваш блог у меня на панельке "Азбуки" не высвечивается. Сейчас попробую переустановить.

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...